Звуки Му


Без созданной в 1983 году группы «Звуки Му» московская рок-сцена была бы пресной, а история многоликого советского рока – намного более однотонной.
Этот коллектив, возглавляемый уникальнейшим фронтменом Петром Мамоновым, сразу заявил о себе как о формации намного большего масштаба, нежели устойчивое понятие «рок-группа».
«Звуки Му» ведь, в сущности, являлись не столько коллективом неординарно мыслящих музыкантов, сколько раздвигающим границы культурным явлением. Русская народная галлюцинация, наведённая во второй половине 1980-х на весь цивилизованный мир, а быть может, заплёванное зеркало, безжалостно отразившее саму неприглядную суть социалистической изнанки…
Только такая группа могла позволить себе в августе 1987-го без сучка и задоринки выступить в Зелёном театре ЦПКиО, выставив к микрофону вместо ушедшего в запой Мамонова переодетого в Мамонова барабанщика Павлова, а за ударную установку усадив рекрутированного барабанщика другой группы, нацепив на того в качестве камуфляжа чёрные очки! Подобного рода мистификации под силу лишь прирождённым гениям.


«Звуки Му», при всей своей самобытности, являлись в одном лице нашими «The Stranglers», «Talking Heads», «King Crimson», «Captain Beefheart & His Magic Band» и «Joy Division», взяв у иностранных коллег форму и наполнив её местным содержанием, сливаясь в описании бытового сюрреализма с культовыми произведениями писателя Венедикта Ерофеева. Сегодня появление настолько обнажённой в контакте с реальностью группы было бы в России попросту немыслимым. Английский гуру эмбиента Брайан Ино, занявшийся осенью 1988-го продюсированием «Звуков», назвал не по-эстетски, самозабвенно юродствующего как на сцене, так и в повседневной жизни Мамонова «клоуном, в которого вселился дьявол». И он был по-своему прав.
Сам же Мамонов довольно точно выразил однажды суть своего творчества, процитировав в одном из интервью фразу Герцена: «Мы не врачи, мы – боль».


Пётр Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве, в районе Самотёки.
Его мать – переводчица скандинавской художественной прозы, отец – специалист по доменным печам.
Пётр был в числе первых московских хиппи, являясь лидером дворовой компании. В середине 60-х, увлекаясь творчеством «The Beatles», собрал свою первую группу «Экспресс» и выступал с ней на школьных вечеринках (в другом источнике упоминается группа с названием «Команчи»). В 7-м классе 30-й московской спецшколы, в стенах которой он учился, участвовал в создании рукописного журнала, увлекаясь творчеством Спенсера, Лондона, Ницше. Был исключён из школы за хулиганство (взрыв возле кабинета химии, ставший последней каплей терпения преподавателей) где-то на рубеже выпускного класса (к слову, вскоре такая же судьба постигла и Александра Липницкого, ближайшего друга Мамонова, с которым тот сдружился на почве увлечения спортом и бардовской музыкой).
Во второй половине 70-х годов, в результате пьяной юношеской драки в районе сада «Эрмитаж», Пётр Мамонов получил сквозной удар заточенным напильником в область сердца. Перенёс несколько операций и пять дней провёл без сознания в отделении реанимации института им.Склифосовского. В юношеские годы, по его же словам, спекулировал билетами в кино (имеются в виду, естественно, фильмы иностранного производства), фарцевал у гостиниц «Россия» и «Бухарест». Успешно косил под сумасшедшего, спасаясь от армии, вследствие чего во время приезда Президента США Никсона в Москву месяц провёл в сумасшедшем доме.
Окончил полиграфический техникум, бросил институт, продолжительное время работал заведующим отделом в журнале «Пионер».
В дальнейшем занимался малоквалифицированным трудом, работая грузчиком, банщиком, мясником, лифтёром в Доме Литфонда, оператором котельной. С 1981 г. музицировал со своим школьным другом Александром Липницким у того дома, где к 1983 г. окончательно сформировался образ будущей группы — «Звуки Му» (возможные варианты расшифровки названия – сокращения от «Звуки музыки» или «Звуки Московских Улиц», идейная концепция группы была рождена Мамоновым вместе с его братом Алексеем в 1981 г.). На начальном этапе Мамонову, довольно поздно начавшему сочинять собственные песни, помогал его друг Артём Троицкий, оказывая ему весьма ощутимую моральную поддержку.

В начале 1984 года «Звуки Му» впервые выступили на большой сцене. На концерт пришли видные деятели московского андерграунда. Троицкий в книге «Back in the USSR» так описал происходящее: «Пётр оказался крайне буйным, эпилептическим шоуменом; представлял самого себя, но в немного гиперболизированном виде: смесь уличного шута, галантного подонка и беспамятно горького пьяницы. Он становился в парадные позы и неожиданно падал, имитировал лунатизм и пускал пену изо рта».

Первое выступление группы «Звуки Му» состоялось 28 января 1984 года при стечении «сливок» столичной и ленинградской богемы тех лет — в той же самой школе, откуда в своё время были исключены Мамонов и Липницкий.
Летом 1985 г. в студии на даче Александра Липницкого была сделана первая (и, увы, неудачная) попытка записи дебютной программы группы.


В 1986 г. «Звуки МУ» дебютируют на широком экране (интервью + песня «Мумия» в 20-минутном документальном фильме Н.Хворовой «Стоит лишь тетиву натянуть…», герои которого – группы Московской рок-лаборатории). В то же время (1984-87 гг.) Мамонов даёт много квартирных концертов, на которых оттачивает свои причудливые песни и мастерство их подачи.
Первый «официальный» электрический концерт за пределами Москвы был сыгран в Ленинградском Дворце Молодёжи — зимой 1987 г. В августе 1987 г. «Звуки Му», в числе других групп, участвуют в съёмках 60-минутного музыкального американского фильма «Расскажите Чайковскому новости». Далее, на гребне перестроечной волны, последовали международные гастроли: фестиваль альтернативного рока «Хунгаро Каррот» («Венгерская морковка») в Будапеште (дебютное заграничное выступление, весна 1988 г.), фестиваль новой музыки в Польше, специальная советская программа в Риме.


Группа всё чаще появляется в теле- и радиоэфирах (в том числе и в СССР, визитными карточками группы становятся такие песни, как «Серый голубь», «Союзпечать», «Источник заразы», «Ремонт», «Хорошая песня», «Досуги-буги», «Канава», «Консервный нож»; коллектив величают в народе «русской народной галлюцинацией», а харизматичного лидера с экстравагантной пластикой – «отцом родным»), интервью с Мамоновым заполняют официальную печатную прессу. Становится известно, что у Мамонова три сына – Илья, Иван и Даниил.
В 1988 году фронтмен «Звуков Му» дебютировал в качестве киноактёра в фильме Рашида Нугманова «Игла», блестяще выступив в актёрском тандеме с Виктором Цоем и Александром Башировым.


Летом 1988 года группа выступала с программой, имевшей впоследствии хождение под названием «Джаз» (официальное название – «Крым»). После июньского выступления на фестивале Московской рок-лаборатории «Звуки Му» получили деловое предложение от Василия Шумова, лидера не менее культового столичного коллектива «Центр». Шумов был готов (за 20 дней до своего отъезда в Париж на запись собственной пластинки) предоставить оборудование для записи дебютного альбома «Звуков Му», необходимость выпуска которого давно уже назрела. Таким образом в студии на Николиной Горе (дача Липницкого) под чутким и по-военному жёстким руководством Шумова был записан двойной магнитоальбом «Простые вещи», фактически вобравший в себя весь золотой фонд «Звуков», созданный в период 1984-87 гг.


Троицкий свёл Мамонова с английским продюсером Брайаном Ино, который удивился столь необычному творчеству, предложив выпуск альбома и зарубежный тур. После чего коллектив надолго покинул страну: последовали туры по Франции, Германии, Великобритании, США.
«Звуки Му» распадались, собирались снова.


Формально они существуют по сей день, но не как группа, а скорее как сольный авторский проект Мамонова.


Помимо музыкальной деятельности, Пётр Мамонов известен как актёр театра и кино. Среди фильмов, где он играет главные роли – работы режиссёра Павла Лунгина «Такси-блюз», «Остров» и «Царь».

Также он, после долгих уговоров, снялся в фильме Сергея Лобана «Пыль», сыграв профессора, проводящего психические эксперименты над людьми. Фильм получил множество премий в области независимого кино. Позже актер сыграл еще в одном замечательном фильме Лобана, «Шапито-шоу». Но самый большой успех выпал на долю «Острова», в котором он играет отца Анатолия, старца в монастыре. Многие считают, что в этом фильме Мамонов сыграл самого себя.

На церемонии вручения «Золотого орла» актер шокировал публику, появившись на сцене в простой вязаной кофте, потёртых джинсах и дешёвых кроссовках. Получая награду, произнёс обличительную речь – назвал ажиотаж вокруг фильма «Остров» нездоровым, затронул тему проблемы рождаемости, китайской экспансии в Россию и безразличия к повседневному горю. Эта речь подверглась серьезной цензуре в трансляции по российскому телевидению.

Так или иначе, после «Острова» популярность Мамонова возросла, его персоной заинтересовались многие люди, которые до этого вообще не знали о существовании такого артиста и «Звуков Му». Если раньше о его творчестве было известно лишь меломанам, теперь оно увлекло самые разные слои населения, от любителей авангардного искусства до православных верующих.
Возникшую в те годы эйфорию вокруг Мамонова хорошо описал Артемий Троицкий: «Пете не позавидуешь. Самое ужасное, что, когда фильм получил какое-то благословение от Русской православной церкви, в деревню, где он живёт, потянулись хромые, слепые, сирые и убогие – в искренней надежде, что он их вылечит».

Мамонов всегда был известен своим пристрастием к алкогольным напиткам, ярким подтверждением чему может являться песня «Звуков Му» «Бутылка водки». Олег Коврига, занимавшийся менеджментом «Звуков Му», вспоминал в 2006 году: «По количеству организованных квартирников и выпитого на них алкоголя мы с Петей были явными чемпионами города Москвы».

Впоследствии Мамонов стал православным христианином. По утверждению самого актера, после обращения в христианство он отказался от употребления алкоголя и марихуаны.

Дискография П.Мамонова и «Звуки МУ»:

1988 — Простые вещи
1988 — Крым
1989 — Zvuki Mu
1991 — Транснадёжность
1992 — Мамонов и Алексей
1995 — Грубый закат
1996 — Жизнь амфибий, как она есть
2000 — Шоколадный Пушкин
2002 — Электро Т
2003 — Мыши 2002
2003 — Зелёненький
2003 — Великое молчание вагона метро
2005 — Сказки братьев Гримм

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.