Сравнение подходов Х. Помероя и Ю. Кона к построению и оценке аккордовых созвучий

Краткие принципы линеарного письма в построениях созвучий, сформулированные Х.Помероем
Общие указания

Вся система основана на использовании звуков ладов, соответствующих обозначенным аккордам; фактически речь идет о построении модальных аккордов.
Созвучия должны иметь субтильное, затушеванное по отношению к аккордовому обозначению звучание, но не слишком отклоняющееся от первоначального намерения – чтобы не создалось чуждое звучание. Чтобы получить этот эффект, следует воздержаться от использования примы в басу, интервалов тритон и малая септима в доминантсептаккордах, терций в мажорных и минорных аккордах.
Среди интервалов- диссонансов различаются первичные диссонансы (Primary Dissonance- P.D.) и вторичные (Secondary  Dissonance- S.D.). К P.D. относятся малая секунда, большая септима и малая нона ; к S.D. относятся большая секунда, малая септима и большай нона.

Правила построения

1. В мелодической фразе следует выделить 2 ее важные точки: главная кульминация (Primary Climax – P.C.) и побочная (Secondary Climax – S.C.). Высота и длительность мелодического звука определяют Р.С.
2. Кривая мелодии диктует размер и количество  P.D.
3. Построение аккорда начинается от нижнего звука, в точке P.C. в басу может быть использована прима.
4. Планируется месторасположение P.C.
5. Чем ниже расположен P.D. ,тем богаче звучание аккорда.
6. Диссонанс создает богатство, консонанс – простоту.
7. Не применяются секунды между двумя верхними голосами- они мешают мелодии, за исключением кластеров или создания эффекта удара.
8. Определение кластера: пятиголосное созвучие в диапазоне меньше октавы.
9. Не используется интервал тритона между верхними голосами.
10. Интервалы малых и больших секунд между соседними голосами не отделяются от прочих голосов на интервал больше тритона —  за исключением отделения от самого нижнего звука, когда возможен любой интервал. Чем более отдален нижний звук от секунды, тем более выпукло она звучит.
11. Кроме самого нижнего интервала, максимальный интервал между остальными соседними голосами не превышает большой сексты (квинта предпочтительна)
12. В большинстве случаев воздерживаться от появления в аккорде интервала малая нона (кроме особых случаев – напр. дом.7/b9 ).
13. Эта система обеспечивает функции, иные чем прима, в басу – это и является ее целью.
===================================================================================
Общее количество правил в несколько раз превышает то, что здесь приведено.
В каждом созданном аккорде подсчитывается общее количество P.D. и S.D. между всеми его голосами.
Наиболее диссонантный аккорд, содержащий несколько P.D. и S.D., находится в точке главной кульминации; он же и в наиболее широком расположении. Второй после него – находящийся в побочной кульминации. Поэтому построение аккордов во фразе начинается именно с этих 2-х точек, а остальные аккорды либо подводят к этим точкам, либо исходят из них (включая и голосоведение).  
Начальный аккорд фразы спокойный, содержит по-возможности 1-3  S.D. , не P.D. (line_writing.jpg) см.ниже

Вложения: line_writing.jpg

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.