Специфика и аспекты обучения джазу в России

Так как мы открыто пропагандируем джаз, изучаем его и обучаем других, призывая всех к сотрудничеству – стоит сделать краткий обзор ситуации обучения джазу в рамках современных условий русско-говорящей части населения.
В основе любого обучения лежит традиция – система накопленных знаний о предмете + система подачи этих знаний (методики) с возможностью расширения или сужения рамок подачи их базового объема, преемственность традиций, непрерывность и последовательность самого изложения материала, наличие альтернативных вариантов преподавания, внутренняя система самооценки методов обучения и критический подход к нему — и многое другое, куда просто обязан входить творческий поиск.

Самое важное, все уроки изначально должны быть объединены единой стратегической задачей, которая и диктует методы отбора и последовательность этапов обучения.
По моему субъективному мнению, основанному во-первых, на оценке высокочастотных поисковых запросов пользователей сети из числа музыкантов, во-вторых, на оценке конечной современной джазовой продукции и в-третьих, на оценке самого вектора тех объемов учебной информации, находящейся в сети – суть изучения джаза в России сводится к игре цифровок и, реже, — гамм. К тому же – это то единственно понятное из тех учебных материалов и заданий к ним, что предлагается для обучения джазу (чем обучающиеся и занимаются по преимуществу – чтобы не впасть в глубокую депрессию от тщетности усилий по изучению джаза). Материалы, выходящие дальше изучения цифровок (игры аккордов) – даже для меня представляют темный лес – до того непоследовательно, сбивчиво, малограмотно, ненаглядно и неструктуризованно они поданы.

В рамках государственной программы обучения джазу в музыкальных заведениях лучше всего работает административная часть этой программы – журналы занятий заполняются регулярно, учебные концерты проходят по графику, дипломы выдаются заслуженно, своевременно и в хорошем типографском качестве.
А кто хоть раз заикнулся, что джазовое обучение сродни и даже выше композиторского? Что пятью годами здесь не отделаешься – это понятно. Импровизационные задачи решаются в реальном времени – это тоже понятно. У классиков с репертуаром проблем нет, у джазменов – сплошные проблемы, которые за них мало кто решает.
Вывод: если не попал в нужный момент к хорошему джаз гуру, кроме диплома не много получишь.

Как химия и физика в далекой точке перспективы сливаются в один предмет, так и джаз в перспективе сливается с классикой, и мы это сами уже на сегодняшний день наблюдаем. Посему, глупо списывать джаз на представителей черной расы, блюзовую пентатонику или синкопы, распределять его распространение в рамках расовых или этнических групп. Это стройная музыкальная система, изучение которой полезно каждому российскому современному композитору. Эта система таит в себе огромный потенциал, еще не до конца востребованный и изученный, а что самое главное, дающий начало красивой, еще раз повторю – красивой музыке, а не такой, от которой просто тошнит, но на которой висит ярлык современной. И дело здесь не в тембрах, или выборе между акустическими или электронными инструментами.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.