Система взаимпорпоникновения аккордов, ладов и тональностей

Господа композиторы, барды и джазмены. Вы прекрасно ориентируетесь в трех основных функциях и научились осуществлять модуляции в любые тональности примерно следующим способом: II-V7-I, или IIm7-V7-I, или наподобие того. Но в наше время у талантливых музыкантов уже имеется нежелание (комплекс) создания банальных произведений, и такая система упрощенного устройства музыки процветает лишь на подмостках поп культуры (ввиду простого отсутствия данной боязни ее почитателей). Раньше все это как-то вытягивала новизна электронных тембров, но время прошло, и удивление прошло, а осталось то,- что по факту заниматься музыкой нужно все-таки немножко посерьезней. Оно и понятно, маловариантные системы бысто доходят до момента своего полного продольного и поперечного переклонирования (насыщения), плагиата и приходят к моменту полной банальности. Уже не смешно, когда в псевдо партитуры необходимо вписывать поросячий визг, кукареканье и звуки унитаза – в погоне за уникальностью, либо заставлять исполнителя ползать по полу, лезть на шест или кувыркаться на голове (и все во время пения…).

Тем же, кому интересен другой подход к творчеству, предлагаем фрагмент таблиц межладовых связей внутри темперированной 24-х тональной системы. Изучая логику построения джазовых гамм в расширенной ладовой системе джаза, проводя анализ общих связей между всеми возможными аккордами и свойств обертонового ряда – нам удалось выделить общий алгоритм звучания. Им можно смело и осознанно пользоваться, дабы сократить свое бесценное время, убиваемое за роялем в поисках того, что звучит, а что не звучит в рамках всей хроматической системы. Также сразу обрисовываются возможности построения интервалов и целых мелодических пластов. Всем приходилось слышать, как небольшое количество джазовых пианистов играли настолько интересные пьесы с множественными гармоническими красками, модуляциями и другими «наворотами», также в хороших произведениях мелодия не ведет себя как застывший аппендикс цифровки. Выделенный алгоритм позволяет наворачивать многое, в том числе подменять функции совершать необычные отклонения и сгущать краски.

Чтобы заинтересовать вас, привожу пример таблицы. Это сложный случай межладовых связей с натуральным ладом Си мажор (Соль диез минор), сложный в силу загруженностью знаками альтерации самой основной тональности. Здесь наглядно показано, какие звуки лада гармонизуются разноудаленными аккордами:

Си мажор (Соль диез минор)

Эта таблица делалась для джазовых музыкантов, поэтому в ней имеются также включения блюзовых нот. Показаны все аккорды (в данном случае малые мажорные септы), которыми могут быть гармонизованы определенные ступени лада (в нашем случае Си- Соль диез). Малым размером обозначается звук, общий для нашего первоначального лада и нового аккорда, но в вертикали аккорда незвучный. Примеры, как на базе этого можно ориентироваться в построении звучащих интервалов и строить интервалы, которые будут звучать красиво и убедительно. К тому же, лад уже не довлеет своими тремя функциями при пользовании таким инструментом.

Полностью материалы приводятся в занятии-8 из уроков Подробного курса. А также там приводится сам алгоритм и метод выделения таблицы, одну небольшую часть которой мы опубликовали здесь. Сами таблицы. Таблицы рассчитаны на поиск по запросу. Как пользоваться таблицами для всех случаев см. здесь.

Но, сообразительные музыканты в состоянии сами разобраться, как этим пользоваться. На главной странице в меню слева имеется пунктик «Гармония сфер». Там все и сказано о сферах взаимопроникновения аккордов и ладов в полной хроматической системе. Пользоваться таблицами может каждый бесплатно и без ограничения по времени. Там огромный поисково-отборочный сервис именно для композиторов и импровизаторов. Можете прямо сейчас и ознакомиться. Комментариев там нет (пишите здесь). Кто не разберется — в уроках по импровизации есть две лекции именно на эту тему.

Александр /admin/.

P.S. Я сам изучал гармонию, сначала в муз.училище, затем как все в консерватории. Нам хорошо давали правила строгого стиля (полифонии в классическом ее понимании), но совсем не давали того, чем пользуется современная музыка. Многие же постулаты обучения нужно попросту переписывать, т.к. теоретические выкладки становятся слишком громоздкими для объяснения теперь уже очевидных вещей в музыке и современных ее тенденций *(попросту теория пробуксовывает). Рекомендуем всем теоретикам ознакомиться с таблицами. Пора давать знания по выходу за пределы тональности, признать вероятность употребления всех аккордов, а не рассматривать их с узко специализированных позиций 3-х функций главных ступеней лада. Всего час потребовался нам, чтобы протестировать акустические свойства всех аккордов к ладу и вывести таблицу благозвучий.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.