Розенбаум Александр Яковлевич Биография

РОЗЕНБАУМ Александр Яковлевич
(эстрадный певец, поэт, композитор)

Родился 13 сентября 1951 г. в Ленинграде. Отец, Яков Шмарьевич, — уролог. Мать, Софья Семеновна, — акушер-гинеколог. Дед, брат, дядя — тоже врачи, что не могло не сказаться на выборе начальной профессии молодого Александра, хотя, со слов взрослого А.Розенбаума, профессию он выбрал сам ‘без нажима’ со стороны родни.
Обзор творчества >>>
Музыкой стал заниматься с пятилетнего возраста. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. В общем, по выражению Александра Яковлевича, на ‘сцене с пяти лет’. Музыкально с детства был достаточно прилично образован, чего нельзя было сказать о поэзии. В детстве будущий поэт ее совсем не знал. Это было воспитано и двором, и мальчишескими отношениями. Потом открыл для себя Маяковского — ‘потрясающего лирика’, сейчас хорошо знаком не только с отечественной, но и мировой поэзией.
Интеллигентного мальчика мама водила и на скрипку, и на фигурное катание, но дворовое бойцовское воспитание дало себя знать, и семиклассник Саша сбежал в бокс. Сбежал, правда, не ради того, чтобы отточить умение бить по физиономии. Просто в силу характера ему более по душе мужественные виды спорта. Надежды в боксе Саша подавал неплохие, но совместить по полной программе тренировки с учебой в Первом медицинском институте оказалось невозможным и бокс пришлось оставить.

Музыкальное образование и гитара положили начало творчеству. Песни начал писать еще в школе. Первые штук сто — это туристские, вполне подражательные. Особенно ‘разыгрался’ в институте. В Первом медицинском, по воспоминаниям Александра Яковлевича, жизнь была интересная. Ставили самодеятельные спектакли, готовили ‘капустники’, ходили в походы. И везде с ним была гитара. Именно тогда появилась первая рецензия на его выступление в студенческой газете ‘Пульс’. Много пел, много сочинял. И те песни ‘одесского цикла’, которые разошлись затем по стране в магнитофонных записях, были написаны тогда к ‘одесским рассказам’ И.Бабеля. Магнитофонные кассеты с записями этих песен появились, наверное, в каждом доме. Правда, мало кто понимал тогда, где живет их автор: то ли у нас, то ли в Америке, а может быть, в Австралии?

Ранний Розенбаум, естественно, находился под впечатлением песен Б.Ш.Окуджавы. Когда же услышал Владимира Высоцкого, Булат Окуджава отошел на второй план.

В середине 70-х сочинил 8-10 песен, которые неосознанно получились такими же, какими их мог бы написать и сам Высоцкий. До недавнего времени даже как-то стеснялся этого подражания. Переубедил Александра композитор А.Дольский: ‘Что же здесь страшного?! Это был период ученичества’. Впрочем, написать так, чтобы было похоже на Высоцкого — это тоже надо суметь.

Пока песня была хобби — на первом месте была медицина. В институте в его жизнь вошел флот: он стажировался на кораблях Тихоокеанского флота. Окончив в 1974 году Первый медицинский институт, Александр Розенбаум в течение года проходил службу на военных кораблях Балтийского флота, а затем работал анестезиологом-реаниматологом на специализированной скорой помощи. Так все и шло: основная работа — в паузах песни. К тому времени увлекся эстрадой, рок-музыкой. В начале 70-х годов талант музыканта все больше требовал профессионального к нему отношения. Необходимо было сделать выбор. Любимому делу следовало отдаваться целиком, без остатка. Не хотелось быть лучшим певцом среди врачей или лучшим врачом среди певцов. В 30 лет А.Розенбаум бросился в омут с головой — ушел на эстраду. Тогда это было почти бессознательно, лишь позднее Александр Яковлевич понял, что внутренне этого хотел и знал наперед, что скажет людям.

Путь к официальному признанию был нелегок. Семь лет работал без афиши. Просто: ‘Автор-исполнитель на эстраде’. Розенбаум — не только поэт и исполнитель авторских песен. Розенбаум — композитор. Мощное психологическое воздействие песен Александра Розенбаума достигается не только смыслом слов, но и ее музыкальным сопровождением. Розенбаум — профессиональный артист эстрады и этим все сказано.

Особое место в его творчестве занимает военная тема. Это воспоминание о прошлом, о доле народной, о его подвиге — и отрицание войны будущей. Не случайно первая его пластинка ‘Эпитафия’ посвящается военной теме, по опросам заняла первое место в творчестве А.Розенбаума. Как продолжение военной темы — ‘Афганский цикл’ — отношение музыканта к народной беде, народной трагедии, которая не должна повториться. В этих песнях — не только сострадание к нашим ребятам, погибшим в Афганистане, но и размышление о том, почему они оказались там.

Как собственную боль переживает Розенбаум равнодушие государства, пославшего солдат на ту бессмысленную бойню и отвернувшееся затем от них, искалеченных телом и душой. ‘За что же ты, страна, наградила нас этой долей?’ Без чьей-либо продсказки, а просто по велению души и сердца, положил Александр Яковлевич начало традиции: в мае, в День Победы он устраивает свои сольные праздничные концерты в зале ‘Октябрьский’.

Огромное место в творчестве артиста занимает также цикл ‘казачьих песен’. Это стилизация под песни кубанских и донских казаков. Здесь и удаль, и озорство, и ‘эмигрантская’ печаль, и зарисовки старинного казачьего быта…

Много песен Александр Розенбаум посвятил своему городу. Любит он и Санкт-Петербург, но с особой нежностью хранит память о Ленинграде, где прошли его детство и юность. В сборнике стихов ‘Белая птица удачи’ теме этой посвящен целый цикл под рубрикой ‘Я попрошу Дворцовый мост в награду…’

Многими своими песнями Александр Яковлевич обнажает укоренившиеся пороки в отношениях между людьми: лицемерие, угодничество, страх перед истиной и величием ума. По его убеждению, песня может изменить многое, хотя и не все, она может стать оружием. Боясь остаться непонятым в своих песнях, Александр Розенбаум уделяет огромное внимание в своем творчестве смысловой нагрузке. ‘Песня должна давать эмоциональный посыл. Развлекательная — по-настоящему развлечь, проблемная — затронуть самые тонкие струны души и заставить задуматься’.

К своей популярности А.Розенбаум относится спокойно, считая ее авансом, выданным людьми, не испытывая неловкости, потому что свой пьедестал построил он сам: своими песнями, своим трудом. Многие строки его стихов стали христоматийными, некоторые из которых уже воплотились в жизнь как пророческие: ‘Мечтаю снять леса со Спаса на Крови:’. Розенбауму выпало счастье узнать, как отозвалось его слово в сердцах современников. Его творческая биография может быть охарактеризована строкой Ф.Тютчева: ‘…и нам признание дается, как нам дается благодать’. Что может быть выше для Артиста, Поэта и Композитора, чем ‘благодать’ народного признания.

Живет и работает в г.Санкт-Петербурге.

Все альбомы, полный обзор творчества

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.