Прозрачность и пространство

Термины «прозрачность» и «пространственное впечатление» частично определенные ранее, характеризуют способность слуха определять местоположение кажущихся источников звука в виртуальном пространстве аудиосистем. Эта способность слуха подобна стереоскопической способности зрения, когда мы наблюдаем объемность окружающих нас предметов и пространства. Поэтому при бинауральном слушании закон О.Клемма проявляется в том, что и виртуальные образы музыкальных инструментов представляются нам зримо объемными и находящимися в некотором пространстве — помещении, где происходит музыкальное действо: эту способность слуха поэтому и называют стереофоническим (стереоакустическим) эффектом.

При рассмотрении субъективного восприятия человеком акустических сигналов (например, звуков музыки) мы неизбежно сталкиваемся с восприятием их пространственных признаков. Поэтому правильнее свойства слуха называть свойствами пространственного слуха. Здесь уместно заметить, что пространство, в котором находятся реальные источники звука и образуемое ими звуковое поле, называют первичным, а пространство, в котором происходит аппаратурный синтез (аудиосистемой звукового поля) — вторичным. Иногда употребляются термины «первичные и вторичные помещения». Мне представляется, что помещение — это лишь частный случай пространства. «Музыка на воде» — для какого помещения она написана? Надо полагать, Гендель задумывал адекватное ее восприятие возможным лишь на воде Темзы. Вероятно, звукозапись этого произведения в условиях открытого пространства с водяным «полом» будет отличаться от записи, сделанной в концертном зале, т.е. в закрытом помещении.

Нас более всего интересуют вторичное пространство, вторичное звуковое поле, вторичное помещение, в котором обычно и находятся слушатель и аудиосистема. Говоря о свойствах пространственного слуха, которые все еще не исчерпаны, мы постоянно упоминаем о помещении прослушивания, иногда о помещении, в котором производится звукозапись. Физические свойства этих помещений не менее важны, чем свойства остальных компонентов аудиосистемы: обычно слушатель упускает из виду, что комната прослушивания — это самый дорогой компонент в аудиосистеме, причем существенно влияющий на качество и точность передачи звука, а потому на качество и точность передачи музыки.

Раздел физики, именуемый архитектурной акустикой, описывает процессы возникновения, установления, распространения, отражения, поглощения и затухания звуковых полей в закрытых помещениях.

Оркестр, играющий музыку в первичном пространстве (помещении), очевидно, будет звучать по-разному, если свойства этого помещения изменять: размер, форму, гулкость. Какова реакция слуха на эти вариации? Какие параметры компонентов аудиосистемы и вторичного помещения — комнаты прослушивания — влияют на виртуальный перенос большого концертного зала в домашний уголок?

Наушники тоже являются аудиосистемой, в которой нет «вторичного помещения» — это их достоинство, но стереофоны очень уж близко располагаются к нашим ушам, и не дают ощущать звук телом, а также не дают образоваться стоячим волнам в помещении — что тоже плохо… Плохие наушники + безграмотный подход к прослушиванию (занятиям) = потеря качества слуха.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.