О системности и свойствах

Здесь буду рассуждать о системности и невозможности объяснить множество явлений в музыке с точки зрения одной доктрины.

Музыка разных стран, эпох и жанров, хоть и может быть с большой достоверностью в 99% случаев записана на ноты, — есть результат разнящихся друг от друга стереотипов восприятия, что нашло отображение в наличии разных музыкальных систем (о которых наслышаны не только композиторы). Грубо говоря, в различных ситуациях – нельзя делать того или того, еще грубее говоря – нельзя писать такие-то ноты, в таких-то ситуациях.

Различные системы имеют различные степени вариантности одновременного и последовательного воспроизведения = восприятия звуков. В некоторых системах музыкальные конструкции подчиняются одним правилам, а в некоторых эти правила неприменимы, в третьих – неприменимы вообще многоголосия, а в ряде систем даже отсутствуют определенные тона привычного для европейского уха семиступенного лада.

Хотя, в григорианском песнопении отсутствуют терция и септима мажорного лада, тем не менее, настроения создаются различные путем применения и использования других законов. Там нет трезвучной структуры стереотипа, а большая (мажорная) терция от основного тона в те времена – откровенно резала слух. Все же там имеются ладовые отклонения. Слушая григорианские песнопения, мы не ощущаем ущербности звучания или отсутствия двух ступеней в ладу, — система совершенна и гармонична. Ей и не нужны семь ступеней в ладу и многоголосие. Но в сравнении с классической системой, она менее вариантна, т.е. даже обыватель, слушая три часа подряд такую музыку, скажет – надоело, одно и то же.

В первых полифонических произведениях господствующим интервалом была кварта. Еще один стереотип.

Пример из личного. Слушал как-то на концерте болгарский коллектив, исполнявший их национальную музыку (сразу прошу прощения у всех за пример). Первый номер просто поразил свежестью, необычностью народных ладов, переменными размерами и т.д. и т.п. Через полчаса краски померкли, интерес притупился – я привык к более разнообразным в принципах построения исполнениям произведений. А представляете, слушать целое отделение концерта в исполнении на варгане (у него же всего одна нота или две) – самая маловариантная система в музыке.

Другой пример национальной музыки – азербайджанская или дагестанская музыка – новая система со своими стереотипами – нет, господа, это не только гармонический (или дважды гармонический) мажор (или минор), это еще и ритм, размер и тембр инструментов, одним словом, множество всего. И это тоже музыкальная система со своими стереотипами. Дай ей пару-тройку хроматических (к примеру) звуков на вооружение – конструкция либо развалится, либо знатоки именно этой музыке упрекнут вас в фальши.

Третий пример – в восточной музыке, особенно в индийской, вообще святое дело петь нетемперированным строем (и играть), они это слышат и воспринимают; и это могут повторить все, даже не музыканты. Я лично не могу – нет такого стереотипа, просто не слушаю такую музыку.

Чтобы разобраться в соподчинении звуков внутри каждой музыкальной системы — мало знать свойства одного звука (ладового центра) с его обертоновым рядом – нужно исходить из свойств самой системы, которые гораздо шире свойств любого из отдельных ее элементов.

Я же буду искать ответа на этот вопрос в более широких аспектах, чем музыка. В самой природе (материи).

Весь окружающий мир дан нам в виде систем, образованных из… — систем, которые состоят из… — систем же. Системы образуют суперсистемы, которые в свою очередь образуют еще более мощные. И так в обе стороны – системы до бесконечности в большом и малом.
Даже если в наше время и выделен бесконечно малый первообразующий элемент, обладающий одним всего свойством – он никогда не объяснит этим своим свойством всей сложности образовавшихся на базе него систем, тем более, суперсистем. Прогнозирование новых свойств для новых систем – сродни шаманским предсказаниям. А если удается создать действительно что-то радикально новое, не помогает даже богатый опыт. К примеру, для ядерной физики – оказались бесполезными законы Ньютона (казалось бы, святая-святых законов мира, многие из которых даны нам даже в ощущениях).

В данном месте повествования было бы неразумным не отдать всех почестей одному из самых научных и передовых методов исследования – методу научного тыка.

Продолжение следует…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.