Некоторые Аспекты Музыкального Языка. автор: Преподаватель Дши Прокопович Нв

«Музыка начинается там, где кончаются слова», заметил однажды Гете.

   Музыка как искусство представляет собой определенный вид человеческой деятельности, выражающийся в отражении явлений жизни в человеческом сознании при помощи звуковых соотношений.

   Искусство – это реальное, объективное отражение жизни.

Все виды искусства делятся  на искусства временнЫе и искусства пространственные.

Пространственными  называются такие виды искусства, для выражения которых требуется пространство: живопись, архитектура, немое кино, прикладные искусства.

 ВременнЫе – это такие виды искусства, для выражения которых

 требуется время, которые протекают во времени: музыка, художественное чтение и т.п.

   В некоторых видах искусства соединяются элементы временной и пространственной категорий: театр, балет, звуковое кино. Это синтетические искусства.

   Музыка имеет свой язык, который отличается от словесного языка тем, что он не предметный и не понятийный. Музыкальная интонация развилась раньше речи.

Основа происхождения речи и музыки одна – это интонация. Сначала возникла интонация.

   Человеческий голос – первый музыкальный инструмент – древний и самый совершенный. Сначала люди научились обмениваться информацией при помощи интонации. Затем интонация стала отражать определенный предмет, понятие и возникла человеческая речь

понятийная. С другой стороны, интонация выражала определенную эмоцию, что привело к возникновению мелодии.

   Музыка имеет большое значение в жизни человека, его воспитании и развитии. Гуманность, стремление внести свой вклад в общее дело отличает народное творчество и лучшие образцы классической музыки. В 20 веке музыка, к сожалению, не приобрела ведущего значения в развитии человеческой личности, и долг каждого музыканта сделать все возможное для широкого распространения музыки.

   Язык музыки – это язык сложный, эмоциональный  . Самая ответственная пора в музыкальном воспитании – это 3-6 лет самый восприимчивый возраст. У детей постарше острота восприятия резко уменьшается.

   Музыкальный язык отличается от словесной речи тем, что он

1) сложнее, потому  что выражает явления жизни в их эмоциональном развитии, и

2) понятийной речи человек учится со дня своего рождения, много практикуется, а музыкальной речи он начинает учиться значительно позже, да и то не каждый человек занимается музыкой.

   Музыка имеет определенные средства для своего выражения. Эти средства называются средствами музыкальной выразительности.

   Музыка является сложным продуктом человеческой деятельности. Поэтому дать конкретное определение понятию «музыка» невозможно  даже в настоящее время, при современном уровне человеческих знаний.   Специфическая особенность музыки – музыкальная интонация, точная высота звуков, что позволяет запомнить и повторить голосом или на музыкальном инструменте мелодию, отдельные ее фразы или мотивы.

   Словесная речь не имеет точной высоты, но издавна композиторы старались передать интонации человеческой речи с помощью музыкальных звуков. Начало этому было положено создателями жанра оперы К.Монтеверди, 1600г. Первые оперы назывались «драма с голосами».

   В первых операх начал осваиваться речитатив, т.е. мелодия, приближенная к интонациям человеческой речи.  Уже в 19 в. А.Даргомыжский стремился с помощью музыкальной интонации передать бытовую речь. Он заявил: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды». Это стремление отразилось в его романсах и операх особенно в «Каменном госте».

   Его продолжатель  М. Мусоргский в своих операх, романсах и песнях  добился наибольшего приближения музыкальной интонации к интонации словесной речи.

   Т.к. музыка выражает свое смысловое содержание в интонации, она, как искусство есть процесс интонирования  по Б.Асафьеву. Поэтому основным, главным средством музыкальной выразительности является  мелодия.

   Другим важным средством музыкальной выразительности является ритм.  Мелодия без ритма  существовать не может, в то же время ритм без мелодии существует напр. в музыке некоторых африканских, среднеазиатских народов.

   Важное средство музыкальной выразительности – гармония – одновременное сочетание нескольких голосов, объединенных общим ритмом.

   В музыке важным является вопрос отношений композитора и исполнителя. Композитор создает произведение, отражая в нем явления действительности , вносит в это произведение и свое отношение к окружающему его миру. Созданное однажды музыкальное произведение живет благодаря исполнителю, при этом в разные эпохи исполнители по-разному трактуют данное произведение.

   Т.к. музыка отражает эмоции, то она является, в отличие от пространственных видов искусств, искусством абстрактным. Если в живописи и скульптуре выражаются конкретные предметы, то в музыке это невозможно. Можно создать обобщенный образ в музыке, но конкретный предмет отобразить нельзя.

   В музыке, как и в других видах искусства, существуют различные направления, школы,  течения:  классицизм, реализм, формализм, романтизм. Одни направления прогрессивны, другие – отрицательны. Их борьба помогает искусству развиваться, совершенствоваться.

    

   Музыка имеет большое значение в социологическом отношении.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.