Фортепианный звук и техника в джазе (проблемы джазового пианизма) 2

Мера перкуссивности находится в прямой взаимосвязи с самой музыкой; эту связь нельзя разрывать. Вот очень яркий пример полного соответствия звукового туше и им играемой музыки – звучит исключительно эстетично, разумеется в рамках эстетики этой музыки:

http://www.youtube.com/watch?v=SmhP1RgbrrY , смотреть с 3:11.

пометка администратора: видео снято с Ютуба

Тут вне всякого сомнения Монк играет стиль перкуссивной трубы; иногда делает даже движения выпрямленными пальцами вперед в клавиши; т.е. именно так, как извлекается трубный звук средствами классического пианизма только в несколько раз интенсивней. И его музыка, и его движения, и угол их падения – результат точного расчета, а не импровизационной случайности. Обратите внимание,что самые сильные акценты исполняются не где попало на клавиатуре, а именно близко к поднятой крышке клавиатуры, там где звук получается приглушеннее. Фразировка Монка должна была стать путеводом для саксофониста, но он ее разбавляет хардбопом, и вообще, по своему музыкальному уровню не доходит даже до высоты колен Телониуса, однако, в то время этот тенорист явился самым подходящим выбором для Монка.

Отсюда соответствующие игровые движения, совершенно немыслимые в исполнении даже самого бравурного классического произведения. Даже Чик Кориа с его громадным экономным пианизмом не убеждает в своей интерпретации Монка, несмотря на обильные «монкизмы» —

http://www.youtube.com/watch?v=KYNqZ80ov9Y&feature=PlayList&p=46CA929C0077F4A8&playnext_from=PL&playnext=1&index=60

Значит, не все в джазовом пианизме определяется основательной академической подготовкой (хотя Монк какое-то время занимался и в джульярдской школе).

Или вот еще пример звуков, в классике просто не существующих ; их источник- африканские языки: звуки-«призраки», без которых нет ощущения свинга. Задается вопрос : какими движениями они должны исполняться, если с одной стороны должно быть ощущение звука, с другой – аттака должна быть воздушная, без акцента- нечто противоречащее природе рояля?

Существует целый ряд отличий в джазовом исполнении от классического: артикулирование залиговыванием восьмушек по парам— со слабой доли на сильную; что взято из саксофоновой артикуляции свинга, плюс подчеркивание первых восьмушек этих пар, т.е. на слабые доли. Если это играется в быстром темпе, то спрашивается, как это делать- пальцами, кистью, от локтя, от плеча?

Чтобы объяснить это, надо самому уметь играть осознанно артикуляцию свинга; что вряд ли можно ожидать от академического педагога по ф-но, хотя есть и приятные исключения, напр. Леонард Бернстайн.

В джазовом пианизме есть сдвиг технических приоритетов, по сравнению с классическим: исполнения тремоло на отдельных звуках, октавах и аккордах считается в классике техникой высшего пилотаже; в джазе, однако, это основной способ интенсивно продлевать звуки и аккорды- с помощью правой педали, так что этот вид техники требуется уже в сравнительно ранней стадии изучения даже не джазового ф-но, а блюзового.

От себя могу сказать — надеюсь, что появятся еще статьи профессионалов о джазовом пианизме — тут или в любом другом месте.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.