Детские театры не боятся сложного разговора о трагедии

127d1cbd06b64e3e9845c97fe96b542a

Понятно, что 9 Мая – это важный повод для подобного фестиваля, посвященного Победе во Второй Мировой, посвященного судьбе детей на войне, но и без повода нужно – и только театру это под силу – грамотно разговаривать с ребенком на сложные темы, будь то смерть, война или потеря близких. Увы, вся жизнь состоит из потерь, и, конечно, нельзя сводить функции детских театров только к развлекаловке и хрестоматийным постановкам, куда принято «ходить классами».

Поэтому лучшие детские театры и замыслили этот необычный смотр, – ведь это, помимо прочего, определенная нагрузка на родителей: они должны объяснить в «третьем отделении» (то есть после спектакля) то, что детям будет непонятно, они должны сами сопереживать (дети очень чувствительны к реакции взрослых), сами не должны оставаться безучастны, и тогда спектакль, сколь грустен бы он ни был, сработает во благо.

– Итак, главные герои наших спектаклей – это дети, – говорят устроители, – взять вот мальчика Ваню, который остался сиротой и был воспитан солдатами (спектакль Театра им. Сац «Сын пока» с возрастной рекомендацией 6+), или рассказ о девочке Вале, у которой в блокаду погибла вся семья, и она осталась в Ленинграде одна – как бы между явью и сном, между жизнью и смертью (спектакль Театра кукол под названием «Ленинградка», 12+), или мальчик, который во время войны потерял свою маму, и всю жизнь не может смириться с этой потерей («Дом с башенкой» РАМТа, 16+)…

Каждая из этих работ – трогательное размышление об одиночестве, это желание маленького человечка оставаться ребенком в тот момент, когда все вокруг понуждает его стремительно взрослеть. И этот контраст, – маленькой души, еще не имеющей мотивации к выживанию любой ценой и ужасающей действительностью, – наводит на новые размышления о цене каждой человеческой жизни в момент, когда жизни эти вообще не считали…

– Их детство пришлось на войну, но они все равно были детьми: хотели играть, шалить и радоваться жизни. Просто хотели жить, – говорят режиссеры, – но им было суждено пережить совершенно иное. Чтобы этого больше никогда не произошло, чтобы война больше не коснулась детей, чтобы ее никогда не было в нашей жизни, нужно, чтобы наши дети сегодня знали об этом времени огромной беды и страшного несчастья, знали о войне. Ради этого мы и делаем такой фестиваль, давая спектакли в трех жанрах (опера, куклы и драма), – и каждый из этих жанров заговорит с ребенком на его языке…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.