Аппаратная иллюзия пространства

В природе может быть бесконечное количество источников звука. Любая аппаратура имеет их от двух до … десятка, с подавляющим господством именно двух каналов (источников звука). Оперируя фазой и громкостью в этих двух каналах — аудио производитель и создает полную картину пространственного звука. Здесь налицо обман человеческой психики, основанный на знании свойств человеческого восприятия звука, благодаря которым и создается стерео картина, где мы определяем местоположения источников исходящего звука ошибочно с точки зрения их настоящего положения, но верно с художественной точки зрения.

Нас интересует случай, когда положение источника и слухового объекта не совпадают, но имеется аппаратурно созданная иллюзия расположения слуховых объектов (кажущихся источников звука) в комнате прослушивания, когда не ощущается работа акустической системы. Дня этого используются уже упомянутые ранее локационные способности слуха.

Возьмем два одинаковых громкоговорителя акустической системы 1 и 2, расположенные на расстоянии 2L один от другого. На расстоянии X от базы акустической системы на оси симметрии расположен слушатель, уши которого находятся на расстоянии г1 и г2 от соответствующих акустической системы.
Если на обе акустической системы подать одинаковый сигнал, то звук от каждой акустической системы достигнет ушей одновременно: правого от акустической системы 1, а левого — от акустической системы 2. Идентичность звуков не позволит слуху разделить их в пространстве на левый и правый. Так создается слуховая иллюзия; визуальный (кажущийся) источник звука как бы находится в середине базы — между акустическими системами.

Если уменьшить громкость акустической системы 1, то это будет воспринято слухом как перемещение кажущихся источников звука в сторону акустической системы 2 и наоборот. Таким образом, варьируя громкость звучания левой и правой акустической системы, можно вызывать и поддерживать иллюзию перемещения виртуального источника звука (кажущихся источников звука). Это явление называют интегральной локализацией (или локализацией суммы).

Заметим, что за t = 5 мс звуковой сигнал преодолевает расстояние около 1,7 м, т.е в пределах традиционного расстояния до слушателя, живущего в обычной квартире. За время от 15 до 20 мс звуковой сигнал преодолевает расстояние от 5 до 7 м. Осознание этих параметров звука не повредит музыканту.

Это тоже важно для многих других слушателей, которые ценят в аудиосистемах их способности к визуализации пространства, а не то, что инструменты и голоса звучат из неопределенного откуда-то. Важно, мол, как звучат, а глубина, ширина, пространственное расположение инструментов — это второстепенно. Подобной точки зрения сейчас придерживаются уже многие грамотные музыканты. Для них важно и общее эмоциональное впечатление от звучания музыки и пространственные детали.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.